пятница, 6 декабря 2013 г.

ПРОЕКТЫ НАМЕРЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Проект намерений в отношении стратегии развития ТВ (Радов Григорий Дм.)

Введение

Общественное телевидение в составе ОК "GRT" является, согласно Закона "О радио и телевидении" принятым 10 июля 2007 года, общественным некоммерческим электронным средством массовой информации АТО Гагаузии. Учитывая статус общественного телевидения, задачей этой структуры ОК "GRT" является разработка и трансляция высококачественного продукта разнообразных радиопрограмм для всех категорий населения.

Телевидение на сегодняшний день  играет немалую роль в процессах  жизнедеятельности  Автономии  и РМ.
Телевидение – самая влиятельная и широкоохватная коммуникация, способная связать информационное пространство и служить коллективному воображению сообществ. Телевидение может стать тормозом инноваций или генератором модернизации общества в зависимости от того, ставят перед  медиа индустрией реформаторские цели или выводят отрасль за рамки решения социальных задач. Оно (телевидение) может учить и просвещать, и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае − это не более чем ящик с проводами и лампочками. Человек всегда больше интересовался новостями своего населённого пункта и всегда больше доверял сообщениям местных журналистов. Региональные особенности – это привязка новостных сообщений к данной местности и учёт информационных потребностей конкретных групп, жителей.
 Телевидение Гагаузии   создавалось,  имея цель  - просвещать   зрителей о жизнедеятельности Автономии. В настоящее время статус  общественного телевидения предопределяет  работу в интересах общества  и под контролем этого общества.
Согласно  закону «О радио и ТВ АТО Гагаузия» общественное телевидение должно строить  работу,   основываясь  принципами деятельности и стратегией развития. Роль общественного канала должна повыситься, совершенствоваться и создавать позитивный  контент, отражая реальные мнения и интересы общества.

Миссия телевидения :                                                                                                                    --отвечать самым  широким интересам общественности Гагаузии, всем этническим группам , проживающих на территории Автономии, их особым интересам. Телевидение  должно способствовать  получению знаний, разнообразной информации и утверждению авторства в Гагаузии.
Особой миссией  телевидения    является содействие развитию    языков, культуры и общей  идентичности  Гагаузии, особенно  использованию и развитию гагаузского языка.    

Задачи  телевидения.
 производить и транслировать:
-   телепрограммы  посвященные   внутренним   и международным  общественным , политическим  и экономическим событиям ,а также событиям  в сфере  культуры, отдыха, образования, воспитания,  спорта  с соблюдением в этих программах  принципов плюрализма, беспристрастности ,новизны, высокого качества  и целостности  в целях обеспечения правильного, беспристрастного равновесия ,свободы выражения ,свободы творчества и свободы убеждений;
- пропагандировать  ценности  национального наследия, проведение  своей языковой  политики  в соответствии с   Положениями Закона  "О радио и телевидении";
- представлять  слушателям   информацию о достижениях  мировой и национальной культуры и науки, а также  о ценностях современной  цивилизации в целом;
-воспитывать  человеческое достоинство, терпимость , формирование   общественной морали, гражданской ответственности, демократических ценностей , духа национального единства, справедливости, правосудия с учетом моральных, политических  и религиозных побуждений и различных групп населения;
-честно, точно, беспристрастно   представлять  информацию в программах  информационного и аналитического жанра;
-обеспечивает права  на информирование всем категориям  граждан Республики Молдова, проживающих на территории Гагаузии;
 с учетом финансовой  обеспеченности применять,  использовать  новейшие технические   новшества для  обеспечения    высокого качества  информирования населения.
Учитывая вышеизложенное,  у телевидения  Гагаузии   должны быть следующие функции:
    1. Доступность– независимо от  расовой, национальной принадлежности, каждому желающему иметь свободный доступ к программам  ТВ (техническая возможность ),
отражать интересы всех социальных групп (молодежь, пенсионеры, женщины,   дети, инвалиды и т.д.).
2.Объективность- обеспечивать  разнообразие, плюрализм и равноудаленность, сохранять равновесие  между интересами властей и интересами аудитории.
     3.  Независимость  (финансовая, творческая, информационная.)  
     4. Специфичность - основная часть  ТВ контента    должна быть направлена на освещения   жизнедеятельности Автономии пропаганде  народного достояния, национальному наследию, пропаганде  языка, культуры  гагаузского народа и других этнических групп, проживающих на территории автономии и т.д.
5.Информирующая  (зритель должен иметь возможность получать  информацию точно,  беспристрастно,  объективно, своевременно о  событиях происходящих в АТО Гагаузия , стране и в мире).
 6.Идеологическая и культурно - образовательная (  телевидение  должно быть ответственно за формирование мировоззрения  аудитории ТВ , согласно Закона «О радио и ТВ». Для этого в сетку вещания должны быть включены программы,  в первую очередь, по развитию гагаузского языка, истории и культуры, образовательные и познавательные программы для всех этнических групп, проживающих в Автономии  учитывая их интересы и возраст.
7.Развлекательная ( зритель  должен иметь возможность прямого контакта  в программах, ток – шоу, конкурсах.
В сетку вещания должны быть включены программы  на болгарском и украинском языках с учетом процентного  отношения населения этих этнических групп. Необходимо  более  тесное сотрудничество с ТВ Молдова и  ТВ Турции, в эфире которых должны быть представлены  программы ТВ Гагаузии , пропагандирующие  историю ,культуру и язык АТО Гагаузии.
Проблемным вопросом остается   архивное направление, которое   является  наиболее важным   достоянием ТВ. Все материалы должны быть переведены  в  цифровой формат.
     Больше внимание необходимо уделить   стилистике, имиджу и популяризации канала, технологической стыковке, в частности, между производством  и трансляцией программ.

Программная политика

Учитывая потребности целевой аудитории  максимально отказаться  от копирования   информации  общегосударственного масштаба. Делать    только «отраженные »материалы, адаптироваться к проблемам  и потребностям  Гагаузии , конкретно жителей региона, города, селения.
Паркетные материалы (заседания, коллегии, исполкомы)   должны стать поводом  или  вопросом  для  дальнейшей подготовки   журналистского материала.
Вывести из новостей  заказные материалы  в отдельные рубрики, например: «Бизнес новости или телевитрина»
Создавать программы, где авторами станут  историки, писатели, одним словом- специалисты различных областей.
Интерактивные программы позволят стать ТВ  каналу  злободневных тем и   местом   популяризации  культуры, духовности ,истории всех этнических групп, проживающих на территории Автономии. В сетке вещания должны быть программы ,удовлетворяющие  потребности всех слоев населения (детские, молодежные, политические, авторские ,развлекательные и т.д.)

кадровая  политика:
- совершенствование профессиональных навыков работников ТВ, с проведением тренингов  с привлечением местных и  зарубежных экспертов.
В завершении года   предлагаю  объявлять в месте с Наблюдательным Советом конкурсы для  журналистов ТВ, что позволить выявить самых  творчески  деятельных,  креативных  работников с поощрением в денежном выражении.
Особое внимание уделить онлаин - трансляции  ТВ с  соответствующим оформлением сайта ТВ по тематикам программ.

  Общественная компания  ОК «GRT» должна функционировать  на благо   народа Автономии с соблюдением всех норм, завоевав   звание самого рейтингового канала в Автономии.

                                                                                                       


Намерения в развитии  телевидения ОК GRT (Ротарь Михаил Александрович)
  
Гагаузское телевидение одно из главных источников культурной и духовной жизни гагаузского народа. Впервые гагаузы получили право самим распоряжаться  всеми возможными средствами для поддержания и развития  языка,  рассказать о своей истории, культуре, о своих политических, экономических планах не только народу Гагаузии, но и всему миру.
           Современная телекомпания довольно сложный механизм, который требует концентрации усилий,  как коллектива, так и поддержку со стороны государства и общества.
          В 2005 году Молдова присоединилась к Европейской конвенции  о трансграничном телевидении,  определив  статус  телекомпании. Одно из главных условий, стало разгосударствление  СМИ  и создание общественной телерадиокомпании. С этого дня  за стратегию развития телерадиокомпании  отвечает наблюдательный совет.
            Целью любой стратегии развития СМИ  является  доступность максимальному количеству респондентов и  конкурентоспособный программный продукт.
2003 году совместный проект исполкома Гагаузии и ТИКА   реализовал проект «Единое информационное пространство Гагаузии», который предполагал  оснащение компании современным оборудованием  и полного покрытия эфира, проект был сдан в эксплуатацию в октябре 2006г. Руководство компании отчиталось о 95%  покрытии населенных пунктов Гагаузии.
          Однако всем знакома проблема, что многие населенные пункты Гагаузии  не имеют  сигнала вовсе или принимает его в плохом качестве. Тем самым  нарушаются права общественности (статьи 13 «Кодекса телевидения и радио » РМ (1)  Доступ потребителя программ к важным событиям посредством программных комплексов, распространяемых вещательными организациями, гарантирован законом).
         С 2006 –по 2013 все населенные пункты Гагаузии должны были принимать  аналоговый сигнал ГРТ, для того чтобы  с 2015 года  перейти на  цифровое вещание.  Сегодня встает вопрос нужно ли тратить дополнительные средства, для того, чтобы подать сигнал в те населенные пункты ,где нет приема сигнала ГРТ. Считаю, что время упущено и если удастся  завершить проект, то он закончится к сроку ввода цифрового ТВ  , когда аналоговое телевидение будет отключено. Сегодня о судьбе цифрового ТВ в Гагаузии мало что известно, ГРТ и другие вещательные компании Гагаузии, как региональные студии размещены в сетке второго этапа распространения цифрового сигнала.  Первый этап, который будет строить государственная компания «Телерадиокоммуникаций»  войдут крупные телекомпании Республики Молдова. Сможет ли ГРТ попасть в республиканский мультиплекс, думаю, что нет.  По статусу ГРТ региональная компания. Во-вторых, в мультиплекс попадут компании, которые  смогут сформировать программный комплекс на 80 %  собственного вешания  и до 70 % на государственном языке.
Возможно благодаря поддержке исполкома Гагаузии, НСГ,  внести инициативу правительству Молдовы ввести в пакет цифрового ТВ, наряду с общественной телекомпании Молдова 1 и общественную телекомпанию ГРТ, без конкурса  или попытаться выиграть конкурс на общих основания соответствуя требованиям КСТР.
Если ГРТ не попадает  в республиканский мультиплекс , то ему необходимо строить свою сеть уже регионального ТВ , так как вторую сеть регионального ТВ предполагается строить за счет  частных инвестиций.  Если учесть, что во многих странах Европы , где телевидение более развито , вторая сеть мультиплекса практически ни в одной стране не построена, Гагаузия столкнется с поиском  средств для реализации этого проекта.
             Кроме эфирного оборудования в оснащении телекомпании важно наличие профессионального  студийного оборудования.  В 2006 и 2013 гг. ГРТ дважды переоснастила  студию ТВ.  Современная телекомпания довольно сложный механизм, где в едином комплексе соединены  все элементы  по сбору и обработки информации. Как отмечают специалисты, студия ТВ достаточно оснащена для выполнения всех творческих задач.
Программный комплекс телекомпании формируется  исходя из стратегии и конкретных задач которые стоят пред коллективом,  как было сказано выше , чтобы претендовать на  республиканское вещание необходимо иметь 80 % собственного вещания.

 Программный комплекс формируется:
          1. Собственные авторские программы.
          2 Компания имеет права купить или безвозмездно использовать 
              авторские   программы с разрешением правообладателя.
         3. Программы по обмену с другими телекомпаниями.

 Производство телевизионного продукта, можно  сравнить с производством любого другого продукта.  Главный критерий при его производстве -это себестоимость.  Для телевидения также необходимо ввести расценки на изготовление телевизионного продукта. При этом необходимо учесть сложность жанра. Самым сложным и самым оплачиваемым конечно должны быть новости, расследование, аналитические программы,  которые требует времени для сбора информации, командировки и т.д. Но важно вывести цифры для того, чтобы знать себестоимость эфира, тогда четко будет вырисовываться  стоимость часа эфира и финансовую возможность заполнение сетки вещания.
                 В стоимости необходимо учесть нагрузку при выполнении того или иного задания,   в целом вывести  сотрудников компании, при качественной работе  к достойной зарплате, которая заинтересовала бы журналистов работать.
         Имея расценки, творческий коллектив исходя из технических возможностей студии, наличии видеокамер ,монтажных станций , способности прямого эфира , записи ,формирует программный комплекс ,который согласовывает с наблюдательным советом .  Каждый журналист должен в обязательном порядке  работать в новостийных программах и выбрать тематическую программу исходя из своих интересов.
               Какие программы можно создавать:
Обладая знаниями  и техническими средствами, журналист способен выполнить любую творческую задачу.  Важно понимать какое необходимо количество времени для выполнения  задачи требуется для того, чтобы была прозрачность и все понимали , за что они получают свою зарплату, а все остальное зависит от профессионализма набранной команды и наличия средств .
 Какие основные программы  должны быть в сетке вещания
1.Новости на трех языках
2. Программы в студии, в записи и в прямом эфире.
   Телекомпания  достаточно много программ освоила в этом Жандре, единственный минус все программы с одним сценарием - ведущий в студии. Меняется тема и декорации, а стиль передачи  остается.  При этом неподготовленность журналиста  может привести к монотонности и скучной беседе. Эти программы  должны быть, но не  в таком количестве.
3 Прямые  трансляции.
     У компании есть дорогостоящее оборудование  по подаче потокового видео по интернету.  Можно в реальном времени  не только с Комрата , но и других населенных пунктах передавать события и не ждать творческую группу  со съемок и не терять времени на монтаж.
4 Документальное кино, расследование  и другие сложные жанры, требующие времени , общественная компания может себе позволить платить журналисту , за программу над которой нужно долго работать , это зависит от социальной значимости материала и его сложности .

Но как показывает практика - ни одна студия не способна создавать  все программы  собственными силами. Российские телекомпании НТВ , ОРТ и другие  телекомпании,  до 60 % процентов  программ закупают у авторских телекомпаний. Как отмечают специалисты купить программу всегда дешевле, чем ее произвести. У телекомпании ГРТ достаточно средств для того чтобы выделить 500 тыс.  леев и больше, для объявления конкурса на проекты. В конкурсе могут участвовать  все, кто предложат по заданной теме наиболее интересные сценарии и  воплотит их в конечный продукт.  Конечно, из студии телекомпании должны выходить программы требующие контроля:
новости, политические программы и т.д. Но программы где главное - креатив, фантазия, творческое мышление, можно вывести  на конкурс, где могут участвовать все желающие.
У нас  очень близкие отношения с турецким телевидением , можно наладить сотрудничество с другими телекомпаниями   по обмену  программами , конечно нужно смотреть чтобы они были интересны нашим зрителям.

Одной  из важных проблем  является способ  финансирование телеканала. Получая субсидии от государства, компания  занимается рекламой, что является прецедентом в мире.  Невозможно отражать интересы общественности   и оставаться коммерческим телевидением. Это приводит к тому, что все ОК GRT занимается больше рекламой, зарплата и так некуда не денется. От государственных каналов общественное телевидение должно отличаться независимостью и открытостью.  От частных – отсутствием рекламы  . Сегодня нельзя отказываться от рекламы , но необходимо вести очень строгий учет и разграничение рекламы социальной и коммерческой.

Телевидение, сегодня, претерпеваете  важные перемены  для решения, которых невозможно справится в одиночку. Только сплоченный коллектив  вместе с наблюдательным советом  и руководством компании, подключая и общественность в эту работу, вместе  с региональными властями, способны решить эту очень сложную, но вместе с тем и очень важную,  для нашего региона и для наших жителей   задачу.