четверг, 19 сентября 2013 г.

Проекты намерений кандидатов в отношении стратегии развития Компании «Телерадио Гагаузии»



Проекты намерений в отношении стратегии развития Компании кандидатов, допущенных к конкурсу на замещение вакантных должностей председателя ОВОК «Телерадио Гагаузии» и директоров телевидения и радио, назначенного на 20.09.2013г.

 Кандидатов на должность председателя ОВОК «Телерадио Гагаузии»:

- Радов Григорий Дмитриевич:
  
        Концепция развития  ОК «GRT» на период с 2013 по 2018 годы.

Введение
В период перехода Республики Молдова  к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие и экономическую активность населения, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества. Создание В АТО Гагаузия  единого информационного пространства, в первую очередь подразумевает  развитие телерадиовещания, направленное на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, развитие гагаузского языка, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.
Основным поставщиком информации, развития  языка , удовлетворение потребностей населения  Гагаузии  программами  должна быть общественная компания  «GRT».

Техническая часть

С 2015 года модернизация сети подразумевает  переход на цифровое вещание и расширение вещания;
повышение адресности и увеличение разнообразия информационных услуг;
разработка, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере массовых коммуникаций;
обеспечение максимальной доступности для населения социально значимого пакета телерадиопрограмм местного и  государственного значение.
В настоящее время имеются существенные различия в доступности  канала  GRT в населенных пунктах Автономии
Эффективное решение  внедрения  цифрового телевидения с 2015 года  возможно только при участии руководства как РМ  так и Гагаузии в рамках программно-целевого подхода, так как:
мероприятия по развитию телевещания в АТО Гагаузия  будут носить межотраслевой и межрегиональный характер и потребуют согласованных действий различных органов государственной власти; проведение массовой кампании среди населения по разъяснению необходимости внедрения и преимуществ цифрового телевещания, необходимости приобретения цифрового абонентского приемного оборудования, информированию о сроках, этапах и порядке перехода на цифровое вещание.
Управление в компании
Распоряжение правами и выполнение обязанностей, возложенных на компанию, осуществляются  согласно закону АТО Гагаузия   Наблюдательным Советом, председателем компаниии ,директорами радио и телевидения. В компании предлагается избрать  редакционный Совет  компании, который  наделен будет принимать коллегиально решения о качестве программ на безвозмездной основе   с учетом норм и правил журналистики.
В штатном расписании  компании  предлагается упразднить некоторые должности для более эффективного  использования финансовых средств компании:
Рекламный отдел упразднить и определить рекламного агента на основе гонорарной оплаты, размер которой будет составлять определенный процент от  рекламы поступаемой в компанию. Разработать и внедрить  «Положение о рекламной деятельности», которое обеспечит поощрение работников в зависимости  от  их коэффициента участия в рекламной деятельности. Четко определить обязанности технического директора, специалиста по компьютерной технике и специалиста по  радио и тв технике.                                                                                                     Сократить  должность кассира, так как работники компании  получают заработную  плату через банк. в свою очередь   платежи за услуги компании предлагаю производить  секретарю компании. Программного директора ТВ сократить, вменив его обязанности  директору ТВ. Руководителями творческих  подразделений( директор ТВ и  координатор новостей)  должны быть  специалисты в совершенстве владеющими  гагаузским и русским языками. Определить 2 монтажные на тв (одна для новостных выпусков, вторая для  авторских программ и производства рекламы.) На радио  достаточно одной монтажной. При этом  определить студию звукозаписи на радио для  записи  произведений  исполнителей Гагаузии ,что даст финансовые поступления ,пополнение музыкального архива. Учитывая статус   канала необходимо  определить  корпункты Чадыр_Лунгского  и Вулканештского районов со специфичным режимом работы. Специфичность предполагает поставка информации только для выпусков новостей с последующим  выездом на место событий для производства авторских программ.  
Программная политика
В структуре компании несколько подразделений, отвечающих за подготовку передач различных направлений: информационных, образовательных, детских и художественных, спортивных программ. Общее управление телевизионным и радиовещанием осуществляют соответственно  телевидение и радио. Обязанности  канала согласно Закона  о радио и тв -передавать ежедневный беспристрастный информационный выпуск с информациями о жизнедеятельности АТО Гагаузия и  РМолдова  путем включения в сетку вещания .Основное требование к работе GRT беспристрастность и сбалансированность в подаче информации, а также подготовка программ с расчетом на вкусы и интересы всех слоев аудитории. В результате компания вырабатывает "универсальную" концепцию вещания. Основная доля программ GRT  должна приходить на  программы пропагандирующих  родной язык, историю и традиции гагаузского народа.
Другой элемент политики GRT- принцип беспристрастности и баланса различных точек зрения в содержании программ. Закон  предписывает компании воздержаться от выражения собственного мнения в программах, не выражать поддержку определенной политической линии и по возможности представлять максимальное число точек зрения на рассматриваемые проблемы. Руководители структур компании должны  контролировать его исполнение, выборочно отслеживать содержание вещания и рассматривать поступающие жалобы зрителей и радиослушателей при необходимости вырабатывать  соответствующие рекомендации  с утверждением на заседаниях Наблюдательного Совета.


- Харламенко Анна Харлампиевна:
ПРОЕКТ намерений в отношении стратегии развития ОК «Телерадио Гагаузии»
I.Введение
В настоящее время особую значимость приобрели аудиовизуальные  структуры, деятельность которых максимально приближена к условиям  своей территории и в максимальной степени  отражают жизнь и запросы конкретной  аудитории с учетом местных особенностей: географических, исторических, хозяйственных, демографических, социально-культурных и, в особенности,  национальных.
В Гагаузии телевидение и радио, создавались еще в 90-е  годы XX столетия именно с такой целью, что подтвердило правильность и перспективность  идеи.
Изменился мир, стали меняться прерогативы и форматы общества, создаваться общественные институты, трансформировалась и телерадио индустрия.
Региональное телевидение  и радио Гагаузии реорганизовались  в общественную  вещательную компанию «Телерадио Гагаузии» (по европейскому образцу).
Назвать  компанию «общественной» - это меньше, чем ничего. При ее создании должны выдерживаться строго определенные  понятия: ТВ и радио, которые существуют  на деньги общества, работают в интересах общества и под контролем этого общества.
Общественную форму существования в Гагаузии внедрили  без теоретической  и практической разработки механизмов  функционирования, без изучения и критического анализа существующего опыта,  без долгосрочной стратегии развития.
Закон приняли  противоречивый, без функциональных  методических разработок смены  существующего формата. Его использовали бессистемно, фрагментарно, отчасти примитивно и конъюнктурно, вследствие чего, остались нерешенными как суть, так и прикладные аспекты нововведения.
ОК «Телерадио Гагаузии» нуждается в научном обосновании принципов деятельности, разработке серьезной стратегии развития, выработке  новых подходов к экономическому аспекту функционирования, новых моделей организации творческого процесса, кадровой реформе и техническом прогрессе. Роль общественного канала должна повыситься, совершенствоваться и создавать позитивную повестку дня, отражать реальные мнения и интересы общества.

II. Принципы деятельности и основные функции GRT
Работа ОК «Телерадио Гагаузии» должна и будет строиться на следующих принципах:
1.      Универсальность – доступно каждому жителю не только с технической точки зрения, но и программным  обеспечением (понятным и также доступным), с учетом всех особенностей (языковых, национальных, религиозных и т.д.) и, прежде всего, пропаганда всего национального и культурного  развития в целом.
Будучи социально направленным ОК должна отражать интересы всех социальных групп (дети, молодежь, женщины, пенсионеры, инвалиды и т.д.).
2.      Разнообразие – услуги ОК отличаются широким спектром, по крайней мере, в трех позициях: с точки зрения жанра, предлагаемых программ; аудитории, для которых они предназначены  и рассматриваемых вопросов (тем).
3.      Независимость (финансовая, творческая, информационная), которая предлагает также высокую ответственность за продукт своего труда.
4.      Специфичность или отличие от других: создавать новые ниши, новые жанры, задавать всему аудиовизуальному миру ритм, делать так, чтобы другие вещательные сети  брали пример.
ФУНКЦИИ:
1.      Национальный контент – защита культурной идентичности и укрепление национальной самобытности Гагаузии, содействие развитию языков и традиций, прежде всего, гагаузского  и других этнических групп, проживающих в автономии.
Задача:  создать такую структуру, которая сможет отвечать духу времени и в то же время будет достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к изменениям в условиях среды; в данной структуре  определить доминирующее место, эфирное время и творческий персонал для национальных программ редакций вещания на гагаузском, молдавском, русском, болгарском языках.
2.      Информационная – удовлетворение информационных потребностей человека и общества в целом, получение ими экономической, политической и культурной, социальной информации.
Задача: исключительно четкая  организация репортерской службы, выработка особого стандарта новостей, с преобладанием информаций положительной окраски.
3.      Просвещение, культурно-просветительная функция (трансляция спектаклей, концертов, деловых встреч, научно-просветительских, образовательных программ).
Задача: подготовка специализированных тематических программ и скрупулезный отбор ведущих-модераторов (культура речи, внешний вид, одежда, тактичность). Тон программ – ненавязчивый, деликатный,  эстетический.
4.      Интегративная – объединение общества, консолидирующая мотивация и направление.
Задача: добиться звучания многообразия точек зрения, плюрализма мнений, практических советов, решений проблем, опыта состоявшихся людей.
5.      Гедонистическая – развлекательные программы, ток-шоу, видеосерверы.
6.      Организационная – телемарафоны с благотворительной целью, опросы аудитории, проведение социальных акций.
III. Основные направления и тенденция развития GRT
-          Осуществление деятельности в полном объеме и на качественном уровне;
-          100% покрытие вещанием на  территории автономии; контент должен быть доступен всем жителям, посредством всех возможных технических средств;
-          Разработка и трансляция высококачественного контента разнообразных телерадио мультимедиа программ плюралистического характера, без какого-либо  ограничения, чуткая реакция на  потребности общества;
-          Создание новой  организационно-управленческой структуры,  применение  управленческих решений,  основанных на современной базе знаний, методах  и передовом опыте;
-          Изучение опыта работы и особенности  становления общественных компаний и систем телерадиовещания с целью  трансформации положительных тенденций;
-          Разработка и внедрение базовых направлений в программной политике, интеллектуальной направленности программ;
-          Продвижение законопроектов, инициатив, необходимых для эффективности функционирования отрасли;
-          Расширение сотрудничества с независимыми производителями и авторами, с национальными учреждениями РМ и соседними, региональными и европейскими организациями;
-          Подготовка высокопрофильного коллектива, укрепление командного  духа, стимулирование диалога,  консенсуса и консолидированного  подхода к деятельности, поощрение  творчества, инноваций;
-          Обеспечение финансовой стабильности  и надежности, прозрачности и диверсификации источников финансирования;
-          Проведение совместно с Наблюдательным Советом эмпирических исследований программ и запросов аудитории;
-          ТВ – синтетическое искусство: потому назрела необходимость соединить межжанровость и элементы документалистики, игрового кино, музыкального искусства и т.д.
Радио – интерактивное искусство: выработать свой ярко выраженный и отличительный профиль;
-          Создание условий для прозрачного и эффективного перехода на цифровое вещание (следует подготовить и принять также своевременный пакет документов  «О мерах по обеспечению внедрения цифрового вещания в Гагаузии»).

IV.  Программная политика
Эксперты провели опрос аудитории аудиовизуала и вывели его предпочтения: 45% - показ кино, 17% - новости, 30% - развлечения, 7% - спорт. И ответили  на вопрос, что ждут потребители от общественных компаний: высокого качества, удобства, вещания, общения, спокойствия и безопасности, решения проблем, обучающих программ, развлекательных, культурных. Все эти  потребности предпочтительны  и для наших зрителей и слушателей. В связи с этим, с переходом на  формат общественного вещания должен измениться и программный контент: ежедневное, взвешенное, объективное освещение происходящих событий и явлений,  способствующих развитию гражданской ответственности и активности.
Модернизация службы  новостей по следующим критериям: информационная насыщенность, оперативность, многообразие  источников, привлекательная форма подачи, культура речи.
Создание специальных проектов для  утреннего и вечернего эфира.
Выпуск своего рода телеатласа (в объективе - Гагаузия) – рассказывающего обществу о жизни населенных пунктов автономии, их успехов развития, культуры, традиций села, интересных людях.
Открытие филиалов (субъектов) компании в отдельных населенных пунктах и  предоставление им эфирного времени, чтобы могли  рассказать о том,  что волнует людей.
Исторический канал – привлечь историков, писателей и культурологов и начать большой экскурс в историю гагаузского народа.
Авторское телевидение – выпуск программ, разработанных отдельными авторами и предложенные  на суд потребителей (тематические,  жанровые, цикличные или постоянные).
Документальное кино о Гагаузии и его интересных личностях. Мы должны научиться конкурировать на рынке, а пропаганда образа Гагаузии – есть визитная карточка и самый востребованный аудиовизуальный  продукт для нас.
Духовность и христианские ценности найдут отражение в отдельных выпусках. В программу «Воскресение», где будут звучать проповеди и беседы  о добре, о вечном, о смысле  жизни, мировоззрении, Боге, православной культуре и этике будут вовлечены священнослужители, психологи, историки, деятели культуры.
Реалити-шоу (съемки на улицах, площадках, мероприятиях и других  объектах событий, прямая трансляция).
Программы по интересам: детский канал, молодежный,  канал искусств, ретро,  культурного наследия, традиций народов Гагаузии, кулинария и  домоводство и др.
Спорт в Гагаузии зазвучит  отдельно и более широко и на  ТВ и на радио.
Имена: мы возродим очерковую журналистику об интересных людях,  проживающих  в автономии и соотечественниках за рубежом. Человека труда мы вернем на экран. Создадим  цикл передач о простых тружениках, их жизни и думах о будущем.
Социальное направление: экология, здоровый образ жизни, популяризация семейных ценностей.
Социальная ответственность не предполагает больших бюджетов и вложений. Это, прежде всего, ответственность, которую необходимо выработать у  аудитории, чтобы люди, как  Маленький Принц, «проснувшись, убрали свою планету».
Политическая жизнь автономии будет освещаться строго пропорционально и без  нарушения норм законодательства и морали.
Мы будем создавать позитивные продукты, которые успешно распространятся  по всей автономии.
Главные критерии этих программ:
- позитивная интонация
- интересные люди
-  полезный опыт.

Техническая часть
1.      Модернизация  телерадиопередающего  оборудования с  целью осуществления трансляций, как в аналоговом, так и в цифровом формате.
2.      Замена устаревшего оборудования и измерительной техники.
3.      Строительство новых  внутризоновых  телекоммуникаций.
4.      Создание местных телерадиосетей (филиалы).
5.      Разработка схемы сети (карта) и создание ее программного обеспечения.
6.      Создание корпоративного объединения студий ряда соседних районов с новой формой собственности (акционерное), например, «Юг телесеть», вследствие чего, появится вторичность концентрации финансовых  усилий на перспективных направления. Только в этом случае мы будем инвестиционно  привлекательными и для  других регионов (кроме Турции).
7.      Использование новых цифровых технологий, которые открывают обществу новые возможности получения и передачи качественной информации:
- высокое качество картинки и звука;
- увеличение числа каналов;
- стереозвук;
- выбор языков вещания;
- создание списков любимых программ;
- возможность отображения субтитров.
8. цифровизация каналов подачи программ.

«Пилотные» программы
1.      ИНТЕРАКТИВНОСТЬ
Чтобы удовлетворять все возрастающим запросам зрителей, компания должна предоставить возможность теле и радио аудитории возможность качественной «Обратной связи». Это позволит проводить мониторинг и опросы.


2.      ОНЛАЙН ТРАНСЛЯЦИЯ
Онлайн вещание абсолютно новая потребительская модель и способ трансляции программ. На основе существующей сегодня инфраструктуры с использованием глобальной доступности телевизионные видеосервисы физически поставляются в одном контенте с интернет ресурсами. Это говорит о том, что онлайн вещание растет, охватывая все большее пространство медиа аудитории. Региональное покрытие с использованием онлайн ресурса становится глобальным ресурсом, что позволяет в разы увеличивать теле и радио аудиторию.

3.      WEB РЕСУРС
Модернизация существующего web ресурса телекомпании.
- Создание категоризации и рубрикатора на сайте.
- Профессиональная редакционная политика.
- Онлайн вещание теле и радио потока.
- Активная система обратной связи с пользователями и посетителями сайта.
- Освящение деятельности всех существующих теле и радио проектов компании, а также авторских продуктов.

4.      РИР ТЕХНОЛОГИИ (ХРОМАКЕЙ)
Рир технология или Хромакей – это технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рирпроекция (или рир-проецирование), использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон. При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Также в повседневной жизни хромакеем называют сам рир-экран, на фоне которого снимают.
Использование рир-технологии на гагаузском телевидении позволит изготавливать разнообразные телепродукты с минимальным объемом затрат на декорации в студии, так как все съемки будут производиться в специально оборудованной студии или павильоне.


5.      ГРАФИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Разработка общего стиля и графической концепции компании GRT. Изготовление универсальных заставок и джинглов в общем фирменном стиле компании и использование графической системы анонсирования во время эфира.

Организационно-управленческий аспект и кадровые вопросы
Руководство компании создаст такую структуру управления, в которой все административные вопросы будут решаться гибко, транспарентно, толерантно.
Поддержим все активные  элементы, творческие устремления сотрудников для  развития талантов и способностей.
Кадровая политика будет нацелена  на формирование современной, высоко  профильной личности журналиста,  с высокой гражданской позицией,  социальной ответственностью, нравственностью и политической культурой. Будут  организованы для коллектива курсы,  тренинги, производственные экскурсии.
Для финансового стимулирования  кадров разработаем систему отбора  бизнес-идей, креатив-проектов, авторских программ: любой сотрудник, у кого есть достаточно интересная  и перспективная идея, предлагает ее на  оценку коллегам; если идея – интересна и перспективна, ее автор сможет возглавить новое направление или стать партнером, получив необходимые ресурсы.
ОК будет нацелено на повышение своего рейтинга. Создадим отдел маркетинга, который позволит увеличить численность аудитории, совершенствование имиджа, увеличение выпуска, собственной продукции.
Укрепим взаимодействие с профессиональными организациями, заключим  договоры о сотрудничестве с ведущими  общественными компаниями разных стран.
Окажем информационную поддержку мероприятиям и проектам.
Организуем и проведем благотворительные акции.
Финансирование
Пути финансирования  общественных компаний вещания различны:  от госсубсидий вплоть до введения особого налога. Эксперты допускают первое, и Гагаузия пошла по этому пути, но  он не должен быть единственным. Если единственным источником финансирования  является государство, то этот канал – государственный, а не общественный и государство может диктовать  условия. Поэтому наряду  с госсубсидиями, должна действовать система  гражданского  софинансирования и использование внутренних резервов компании.
Могут быть отдельно или смешанные варианты на:
- абонентская плата (минимальную);
- средства, которые перечисляют энергетики;
- товарная марка на телерадио товары;
- налог на рекламу;
- спонсорство;
- общественные фонды;
- аутсортинг;
- технические услуги;
- продажа собственных программ;
- презентации.

Необходимо совместно определить основной вариант и принять  специальный законопроект, чтобы общественная компания могла стать противовесом коммерческим службам и его роль не была маргинальной.
Финансирование должно быть:
- значительным
- предсказуемым
- стабильным
- прозрачным
- независимым
- гарантированным.

Вывод
Становление общественной компании «Телерадио Гагаузии» требует  решения многого ряда задач  и проблем. Необходимо создавать  совершенную (более эффективную) правовую базу под него. Потребуются  журналисты, способные работать именно в общественной  структуре (этому нигде не учат, только на практике).
Нужно понять самим и объяснить  обществу, какова миссия общественного  вещания в условиях медийной  конвергенции, основанной на  новых технологиях.
В системе высоко конкурентных телерынков требуется эффективное комбинирование  технологической, программной,  рекламной, дистрибутивной,  коммуникационной системы формирования нестандартных аудиовизуальных маркетинговых  концепций. При этом доминирующая роль отводится парадигме стратегического маркетинга, которой у нас пока нет.
 Люди во всех населенных пунктах  должны получать не смесь  пропаганды с развлечением, сильно приправленную рекламными роликами или песнями, а качественный разнообразный  аудиовизуальный  продукт высокого уровня.
Гагаузия идет по своему уникальному пути ее общественная телерадио индустрия тоже должна создать свой собственный формат и отличительный  почерк.


- Кандидатов на должность директора телевидения ОВОК «Телерадио Гагаузии»:

- Касым Руслан Владимирович:
КОНЦЕПЦИЯ    РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ  В ГАГАУЗИИ НА 20013 - 2018 ГОДЫ

 Введение

    В рамках создания в Гагаузии единого информационного пространства развитие телевидения необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей, воспитания патриотизма.
    За последние 10 - 15 лет произошли принципиальные изменения в сфере  средств массовой информации и системе массовых коммуникаций. В первую очередь эти изменения коснулись телевидения. В основном, это связано с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым,  мультиплексированием цифровых потоков,  развитием сети Интернет и др. 
    В Стратегии развития Телерадио Гагаузии на среднесрочную перспективу до 2015 года,   должна быть определена задача модернизации   телевещания, которая включит переход на цифровое вещание и расширение вещания на всю территорию АТО Гагаузия и за ее пределы, которая будет направлена на  обеспечение конституционного права граждан, на получение содержательной исторической, культурной и социально значимой информации, далее (контент) 
1. Текущая ситуация и предпосылки перехода к цифровому телевещанию
    
В   различных регионах и населенных пунктах Гагаузии доступность для населения телевизионных каналов значительно дифференцирована.
      В силу географических, социальных и экономических причин для 57%  населения Гагаузии единственным источником получения программ телевизионных каналов   является аналоговое эфирное вещание. Возможность получить программы одновременно через   кабельные сети имеют около 26%   и через системы спутниковой непосредственной трансляции - около 15% процента зрителей автономии. Остальные 2% не имеют никакого телевидения. В Гагаузии пока  эфирное телевидение  сохраняет свои позиции основного источника социально значимой информации для населения.
      Таким образом, разрыв в обеспечении доступа населения автономии к наиболее массовому источнику местной информации  не может считаться удовлетворительным. Более того, количественный метод развития телевещания   на основе аналоговых технологий,  требует значительных капитальных затрат на строительство новых приемо-передающих комплексов. Такой подход является экономически неоправданным, особенно в условиях малонаселенных регионов.
  Кроме того, в  связи с ограниченностью радиочастотных ресурсов, а также  переходом в будущем на цифровое вещание нет надобности дальнейшее развитие аналогового вещания. Таким образом, решение ключевых проблем развития телевещания будет зависеть от существующей экономической политики и приоритетами Гагаузии в среднесрочной перспективе.

2. Цели и задачи  развития общественного телевидения в Гагаузии
  1. Разработка механизмов управления реализацией Концепции;
  2. Совершенствование нормативной правовой базы
  3. Определение единых телевизионных стандартов производства и  вещания ОК GRT независимо от способов и технологий трансляции;
  4. Разработка проектов  для реализации целей телевещания.

3. Модель функционирования рынка телерадиовещания
Все субъекты  телевещания функционально разделяются на 4 основные группы:
 1.производители;(авторы, режиссёры, монтажёры и т.д.)
  2.операторы;
  3.вещатели (имеется ввиду передатчик)
  4.потребители.

Отношения между указанными субъектами выстраиваются на основе  принципов с соблюдением условий и правил, определяемых утвержденной стратегией ОК.
На основе собственной и (или) приобретаемой информации (аудиовизуальных сообщений, телепрограмм, текстов, изображений) производители и операторы формируют их совокупность и передают вещателям.  Оператор  формирует аудиовизуальную продукцию в виде канала  для дальнейшего распространения с использованием сетей связи. Финансирование и распространение телевизионных программ   осуществляется за счет размещения рекламных материалов и дотаций из регионального бюджета.    
 
4. Основные принципы регулирования  телевидения
1.
В производство телевидения предлагается внедрить   механизмы утверждения  концепций всех программ, кроме новостных. Это должно стать основным инструментом дальнейшего финансирования  медиа программ, допущенных к производству.
2. Основным документом регулирования  и развития   медиа услуг является разработка проектов  в сфере телевидения. 
3. Программная направленность ТВ  должна диктоваться КОНТЕНТОМ, утвержденным на наблюдательном Совете и расширена за счет сотрудничества с гражданским населением  и взаимовыгодного сотрудничества со специалистами в области телевидения на основе  соглашений.
3.Территория   охвата трансляцией программ ТВ  должна быть расширена за счет выгодной аренды других сетей эфирных и  кабельных операторов.
 
5. Главные  требования к трансляции
Осуществление деятельности  по трансляции должны обеспечивать    распространение совокупности социально значимой информации согласно условиям договора и во время указанное в сетке вещания. Вещатель должен  вести  контроль  за  исполнением  заключенных с   ТВ операторами договоров о трансляции.  
 
6. Обеспечение граждан  социально значимой информацией
В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства   и освещения государственной политики в сфере социально-экономического развития автономии, сохранения и развития культурного наследия Гагаузии необходимо сформировать пакеты телевизионных программ, предоставляющих совокупность социально значимой и патриотической информации.
В такой пакет телевизионных программ необходимо включить:

  1. Медиа продукт, освещающий основные  исторические  события, происходящие в нашей автономии и в целом по стране (тематические передачи,  программы из студии )
  2. Медиа продукт на актуальные проблемы.
  3. Медиа продукт  развлекательного характера (музыка, танцы, конкурсы, концерты, праздники и др.);
  4. Внутри ТВ создать отдельный канал, освещающий события культурной  жизни общества, ремесла, традиции и религиозные обычаи гагаузского народа.
  5. Медиа продукт о спортивной жизни и чемпионатах Гагаузии;
  6. Медиа программы о социальной жизни отдельных людей (истории отдельных людей, заслуживающих внимания и пропаганды в воспитательных целях (пожилых людей, многодетных матерей, патронатных семей, талантливых детей и др.)
  7. Медиа продукт об образовательной системе.
  8. Медиа продукт о здоровье и безопасности людей.

    Пакет обязательных общедоступных программ предлагается сформировать на базе  программ сторонних  каналов и собственных ресурсов.
    Таким образом, отдельные пакеты программ могут входить в перечень  программ для обязательного распространения через кабельную сеть и являться частью приложения к получаемой лицензии кабельными операторами на территории Гагаузии. Только в этом случае они будут распространяться на территории проживания 100 процентов населения Гагаузии. 
    Перечень   обязательных общедоступных телевизионных пакетов программ   должен быть сформирован Наблюдательным Советом и передан  комиссии  по  выдаче лицензий и утвержден в соответствии с законодательством как пакет, обязательный для распространения в кабельных сетях  на всей территории Гагаузии.
     Данные каналы должны быть доступны для населения и в режиме свободного доступа в эфирной трансляции на основе взаимных соглашений, осуществляющих трансляцию через  наземные коммуникации (ретрансляторы) общественного канала.
   При этом должна быть обеспечена предварительная настройка  технических устройств.   
    Затраты других эфирных вещателей, (не пользующихся коммуникациями общественного канала)   на параллельную трансляцию   сигналов финансируются с использованием средств    бюджета общественного телеканала.
    Трансляция телевизионных   обязательных общедоступных каналов предусматривает:
    -доставку таких сигналов до всего населения Гагаузии;
    -финансирование затрат вещателей, связанных с трансляцией в населенных пунктах с населением более менее 15 тыс. человек, с участием средств  региональных бюджетов;
    -трансляцию в населенных пунктах с количеством домохозяйств до 5 тысяч человек, не попадающих в зону трансляции эфирных передатчиков.
    Финансирование распространения программ, входящих в обязательный общедоступный пакет, должно аналогичным образом осуществляться с участием бюджетов населенных пунктов Гагаузии. Остальные программы (все кроме обязательных) свободного и условного  доступа распространяются на рыночных условиях.
    
7. Определение технической и интернет политики производства медиа продукта
Основными задачами технической политики в области развития телевещания являются определение перспективных технологий для развития цифрового телевидения исходя из  тенденций развития отрасли, принятие необходимых стандартов, определение правил   и требований к использованию оборудования в целях качественного удовлетворения потребностей населения в услугах телевещания.
В связи с этим необходимо:
 
1. Реализовать ряд дополнительных информационных услуг (интерактивных и справочно-информационных услуг, использование сети Интернет и др.).
 
2. Модернизировать и развить информационный портал и распространить информацию через интернет и социальные сети.

3. Создать сервер обменник   для пользования всеми производителями.

4. Разработать правила  по развитию  сети распространения и трансляции пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов.     
 
8. Совершенствование нормативной правовой базы развития телевидения.
Для реализации модели функционирования  телевидения необходимо принятие срочных мер  регулирования отношений между субъектами.  

При этом на первом этапе внедрения цифрового телевидения необходимо обеспечить принятие следующих актов:

-внести изменения в  Закон АТО Гагаузия "О лицензировании отдельных видов деятельности",   и  Закон АТО Гагаузия "О средствах массовой информации";

-корректировать установленный порядок лицензирования телевещания

-лоббировать принятие закона АТО Гагаузии  О Социальных Заказах   по оказанию услуг   для реализации целей телевидения;

-определение принципов тарифной политики для операторов, осуществляющих трансляцию обязательных общедоступных программ;

9. Механизмы управления реализацией Концепции
 1. План мероприятий для реализации положений  Концепций  осуществлять с учетом   Стратегии ОК Телерадио Гагаузии;  
 2. Перечень  обязательных общедоступных телевизионных пакетов утвердить и распространить с учетом потребностей общества.  
3. Редакционную политику общественного телевидения строить на традиционных этических нормах, на концентрации важных аспектах социальной жизни, объективной непредвзятой информации, на основании которой каждый может самостоятельно выстраивать образ окружающего мира и давать ему оценку, на  объективности информации, свободе и разнополярности мнений, на  основе патриотического и гражданского воспитания.
 3. Техническую политику развития телевещания  в области связи и телекоммуникаций в Гагаузии формировать с учетом  расширения мощностей и использование новых технологий и подходов.
4. Архивный Фонд  медиа программ формировать с учетом утвержденных требований.  
5. Нормативно правовую базу  в области ТВ совершенствовать через инициативы и предложения.
 
10. Ожидаемый результат реализации Концепции

Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:

1. обеспечение возможности получения   населением Гагаузии пакета обязательных общедоступных телевизионных программ

2. обеспечение возможности доступа населения Гагаузии к социально значимой информации;

3. обеспечение возможности расширение контента  за счет деятельности в области сотрудничества со сторонними операторами и связи с представителями гражданского общества. 

  1. достижение  эффективного использования ресурсов в  производстве медиа продукта и оказания услуг в сфере телевидения.  


- Ротарь Михаил Александрович:
 
Намерение в развитии  телевидения ОК GRT
  
Гагаузское телевидение одно из главных источников культурной и духовной жизни гагаузского народа. Впервые гагаузы получили право самим распоряжаться  всеми возможными средствами для поддержания и развития  языка,  рассказать об своей истории, культуре, о своих политических, экономических планах не только народу Гагаузии , но и всему миру .
           Современная телекомпания довольно сложный механизм , который требует концентрации усилий  как коллектива так и поддержку со стороны государства и общества.
          В 2005 году Молдова присоединилась к Европейской конвенции  о трансграничном телевидении,  определив  статус  телекомпании. Одно из главных условий  , стало разгосударствление  СМИ  и создание общественной телерадиокомпании. С этого дня  за стратегию развития телерадиокомпании  отвечает наблюдательный совет.
            Целью любой стратегии развития СМИ  является  доступность максимальному количеству респондентов и  конкурентоспособный программный продукт.
2003 году совместный проект исполкома Гагаузии и ТИКА   реализовал проект «Единое информационное пространство Гагаузии», который предполагал  оснащение компании современным оборудованием  и полного покрытия эфира , проект был сдан в эксплуатацию в октябре 2006г. Руководство компании отчиталось о 95%  покрытии населенных пунктов Гагаузии.
          Однако всем знакома проблема ,что многие населенные пункты Гагаузии  не имеют  сигнала вовсе или принимает его в плохом качестве. Тем самым  нарушаются права общественности (статьи 13 «Кодекса телевидения и радио » РМ (1)  Доступ потребителя программ к важным событиям посредством программных комплексов, распространяемых вещательными организациями, гарантирован законом).
         С 2006 –по 2013 все населенные пункты Гагаузии должны были принимать  аналоговый сигнал ГРТ , для того чтобы  с 2015 года  перейти на  цифровое вещание.  Сегодня встает вопрос нужно ли тратить дополнительные средства , для того, чтобы подать сигнал в те населенные пункты ,где нет приема сигнала ГРТ. Считаю, что время упущено и если удастся  завершить проект, то он закончится к сроку ввода цифрового ТВ  , когда аналоговое телевидение будет отключено. Сегодня о судьбе цифрового ТВ в Гагаузии мало что известно , ГРТ и другие вещательные компании Гагаузии, как региональные студии размещены в сетке второго этапа распространения цифрового сигнала.  Первый этап, который будет строить государственная компания «Телерадиокоммуникаций»  войдут крупные телекомпании Республики Молдова. Сможет ли ГРТ попасть в республиканский мультиплекс, думаю, что нет.  По статусу ГРТ региональная компания. Во вторых , в мультиплекс попадут компании , которые  смогут сформировать программный комплекс на 80 %  собственного вешания  и до 70 % на государственном языке .
Возможно благодаря поддержке исполкома Гагаузии, НСГ,  внести инициативу правительству Молдовы ввести в пакет цифрового ТВ , наряду с общественной телекомпании Молдова 1 и общественную телекомпанию ГРТ, без конкурса  или попытаться выиграть конкурс на общих основания соответствуя требованиям КСТР.
Если ГРТ не попадает  в республиканский мультиплекс , то ему необходимо строить свою сеть уже регионального ТВ , так как вторую сеть регионального ТВ предполагается строить за счет  частных инвестиций.  Если учесть, что во многих странах Европы , где телевидение более развито , вторая сеть мультиплекса практически ни в одной стране не построена, Гагаузия столкнется с поиском  средств для реализации этого проекта.
             Кроме эфирного оборудования в оснащении телекомпании важно наличие профессионального  студийного оборудования.  В 2006 и 2013 гг. ГРТ дважды переоснастила  студию ТВ.  Современная телекомпания довольно сложный механизм, где в едином комплексе соединены  все элементы  по сбору и обработки информации. Как отмечают специалисты, студия ТВ достаточно оснащена для выполнения всех творческих задач.
Программный комплекс телекомпании формируется  исходя из стратегии и конкретных задач которые стоят пред коллективом,  как было сказано выше , чтобы претендовать на  республиканское вещание необходимо иметь 80 % собственного вещания.

 Программный комплекс формируется :
          1. Собственные авторские программы .
          2 Компания имеет права купить или безвозмездно использовать 
              авторские   программы с разрешением правообладателя.
         3. Программы по обмену с другими телекомпаниями.

 Производство телевизионного продукта, можно  сравнить с производством любого другого продукта.  Главный критерий при его производстве -это себестоимость.  Для телевидения также необходимо ввести расценки на изготовление телевизионного продукта. При этом необходимо учесть сложность жанра. Самым сложным и самым оплачиваемым конечно должны быть новости, расследование , аналитические программы,  которые требует времени для сбора информации, командировки и т.д. Но важно вывести цифры для того, чтобы знать себестоимость эфира, тогда четко будет вырисовываться  стоимость часа эфира и финансовую возможность заполнение сетки вещания.
                 В стоимости необходимо учесть нагрузку при выполнении того или иного задания,   в целом вывести  сотрудников компании, при качественной работе  к достойной зарплате , который заинтересовал бы журналистов работать.
         Имея расценки , творческий коллектив исходя из технических возможностей студии ,наличии видеокамер ,монтажных станций , способности прямого эфира , записи ,формирует программный комплекс ,который согласовывает с наблюдательным советом .  Каждый журналист должен в обязательном порядке  работать в новостийных программах и выбрать тематическую программу исходя из своих интересов.
               Какие программы можно создавать:
Обладая знаниями  и техническими средствами , журналист способен выполнить любую творческую задачу.  Важно понимать какое необходимо количество времени для выполнения  задачи требуется для того, чтобы была прозрачность и все понимали , за что они получают свою зарплату, а все остальное зависит от профессионализма набранной команды и наличия средств .
 Какие основные программы  должны быть в сетке вещания
1.Новости на трех языках
2. Программы в студии , в записи и в прямом эфире.
   Телекомпания  достаточно много программ освоила в этом Жандре, единственный минус все программы с одним сценарием - ведущий в студии. Меняется тема и декорации , а стиль передачи  остается.  При этом неподготовленность журналиста  может привести к монотонности и скучной беседе. Эти программы  должны быть, но не  в таком количестве.
3 Прямые  трансляции.
     У компании есть дорогостоящее оборудование  по подаче потокового видео по интернету.  Можно в реальном времени  не только с Комрата , но и других населенных пунктах передавать события и не ждать творческую группу  со съемок и не терять времени на монтаж.
4 Документальное кино, расследование  и другие сложные жанры, требующие времени , общественная компания может себе позволить платить журналисту , за программу над которой нужно долго работать , это зависит от социальной значимости материала и его сложности .

Но как показывает практика ни одна студия не способна создавать  все программы  собственными силами . Российские телекомпании НТВ , ОРТ и другие  телекомпании,  до 60 % процентов  программ закупают у авторских телекомпаний. Как отмечают специалисты купить программу всегда дешевле чем ее произвести. У телекомпании ГРТ достаточно средств для того чтобы выделить 500 тыс.  леев и больше, для объявления конкурса на проекты. В конкурсе могут участвовать  все, кто предложат по заданной теме наиболее интересные сценарии и  воплотит их в конечный продукт.  Конечно, с студии телекомпании должны выходить программы требующие контроля :
новости, политические программы и т.д. Но программы где главное - креатив , фантазия , творческое мышление, можно вывести  на конкурс, где могут участвовать все желающие.
У нас  очень близкие отношения с турецким телевидением , можно наладить сотрудничество с другими телекомпаниями   по обмену  программами , конечно нужно смотреть чтобы они были интересны нашим зрителям.

Одной  из важных проблем  является способ  финансирование телеканала. Получая субсидии от государства, компания  занимается рекламой ,что является прецедентом в мире.  Невозможно отражать интересы общественности   и оставаться коммерческим телевидением. Это приводит к тому, что все ОК GRT занимается больше рекламой, зарплата и так некуда не денется. От государственных каналов общественное телевидение должно отличаться независимостью и открытостью.  От частных –отсутствием рекламы  . Сегодня нельзя отказываться от рекламы , но необходимо вести очень строгий учет и разграничение рекламы социальной и коммерческой.

Телевидение сегодня претерпеваете  важные перемены  для решения, которых невозможно справится в одиночку. Только сплоченный коллектив  вместе с наблюдательным советом  и руководством компании, подключая и общественность в эту работу, вместе  с региональными властями, способны решить эту очень сложную, но вместе с тем и очень важную,  для нашего региона и для наших жителей   задачу. 


- Гайдаржи Виталий Петрович: 

 Концепция  развития  ТВ ОК «GRT» Виталия Гайдаржи на период (2013-2018)

Общественная Компания «Gagauziya Radio Televizionu» является единственным аудиовизуальным средством массовой информации сигнал, которого распространяется на большей части территории Гагаузии и в некоторых близлежащих к АТО Гагаузия населённых пунктах. В структуру Общественной Компании «Gagauziya Radio Televizionu» входят Радио GRT-FM, которое покрывает вещанием 100 % территории автономии и телеканал GRT с зоной вещания 80 % населённых пунктов. Приблизительная аудитория GRT около 120 000 человек. На сегодняшний день Общественная Компания «Gagauziya Radio Televizionu» является единственным телевидением и радио в Гагаузии, в эфире которого еженедельные выпуски Новостей на трёх языках (гагаузский, русский, молдавский). Также на канале GRT ежедневно выходят авторские программы разных жанров. Но вместе с тем работа GRT далека от совершенства и основные причины существующего неудовлетворительного положения с телерадиовещанием Гагаузии в следующем:
  1. Нерациональное расходование бюджетных средств.
За период с 2007-2012 гг. в результате финансовых ревизий обнаружены существенные финансовые нарушения на десятки тысяч леев из бюджета (Бюллетень официальных документов Гагаузии, газета «Вести Гагаузии» от _______)
  1. Отсутствие организационно-правовой базы.
В ОК «GRT» отсутствуют элементарные правила, работа ведётся не на должном уровне, отсутствует системный подход, некоторые приказы дисциплинарного характера издаются келейно.
  1. Некомпетентность председателя компании, которая выражается в непонимании проблем творческого и технического состава.
  2. Некомпетентность председателя компании по кадровому вопросу.
  3. Текучесть кадров.
Исходя из проделанного мною анализа, состояния дел с телерадиовещанием в Гагаузии, предлагаю следующие меры по развитию Общественной компании «GRT» в регионе.

I.                   Финансирование ОК «GRT»

  1. По штатному расписанию необходимо рационально распределить обязанности.
  2. Максимально увеличить доходы от коммерческой деятельности (объявления, поздравления, реклама, съёмки торжественных событий по заказам). Оплату за выполнение видеосъёмок, видеорекламу изготовленную и транслируемую производить через кассу ОК «GRT» с направлением получаемых средств на обновление и ремонт оборудования. Полностью исключить практикуемые сегодня расчёты непосредственно в карман изготовителей рекламы помимо кассы. За счёт этого перейти в будущем на самофинансирование сохранив бюджетное финансирование только для подготовки новостных программ и обеспечения работы передатчиков.
  3. Привлечь средства негосударственных учреждений для финансирования развития телерадиостудии и передающей сети.
  4. Выделяемое бюджетное финансирование использовать рационально и строго по назначению не допуская разбазаривания средств.

II. Развитие технических возможностей ОК «GRT»

  1. Привести в соответствие с техническими нормами имеющееся на телерадиостудии оборудование, улучшить качество телевизионного эфира.
  2. Организовать стажировку и обучение видеооператоров, монтажёров, съёмкам и монтажу на студийном оборудовании студий ОК «Телерадио Молдова», ХИТ FM Молдова, TV-7, PUBLİKA.
  3. Определить совместно со специалистами перспективы и направления технического развития телерадиостудии и целенаправленно работать по их осуществлению за счёт всех возможных законных источников финансирования.

III. Развитие передающей телерадиосети

За период с 2007-2013 гг. не обеспечена зона уверенного приёма телевизионных программ и радиовещания ОК «GRT» в сёлах Конгазчик, Ферапонтьевка, Томай, Джолтай, Светлое, нижние зоны г. Чадыр-Лунга и Вулканештский район. В Вулканештском районе за этот период систематически пропадал сигнал. Исходя из вышеизложенного предлагаю:
  1. Для максимального охвата населения региональным телерадиовещанием на данном этапе привлечь к ретрансляции общественного ТВ и радио Гагаузии все имеющиеся частные телерадиостудии на договорной основе. Изыскать финансовые средства и провести работу по приобретению микропередатчиков в сёлах, где приём от головного передатчика невозможен за счёт бюджетных средств.
  2. В работе максимально контактировать со специалистами и опираться на их опыт и советы.

IV. Творческое развитие телерадиостудии

  1. Продолжать обучение творческих работников на ведущих студиях Кишинёва т.к. их оборудования и технология подготовки передач максимально соответствуют возможностям и оборудованию общественной телерадиостудии. Активно принимать участия в тренингах, также важно стажироваться в крупных телерадиокомпаниях (TRT - Турция)
  2. Организовать стажировку в телерадиостудиях ближнего зарубежья, в частности, в Одессе (G-NEWS, АТВ-Одесса и др.), в Тернополе (ТВ-4 и др.) по стандартам как наиболее соответствующие для GRT.
  3. Кардинально перестроить работу информационного блока, в особенности по освещению деятельности Народного Собрания. Максимально предоставлять депутатам возможность общения с избирателями, не подменяя прямую речь депутата комментариями. Отдельные передачи должны быть по Исполкому Гагаузии. Отдельной рубрикой в «Новостях» должна быть жизнь села, города и его жителей.
  4. Внедрять в практику «Новостей» прямые эфиры.
  5. Проанализировать программное расписание (сетки вещания) работы телерадиоканала и изменить его с учётом мнения телезрителей и радиослушателей в целях максимального увеличения зрительской аудитории.
  6. Сохранение аудиовидеоархива – перевести все архивные аудиовидеокассеты (1989-2007) на диски DVD.
  7. На телевидении увеличить производство документальных художественно-публицистических фильмов.



V. Организационно-правовая база

  1. Разработать свод правил и нормативов организации производственно-технологического процесса ТВ и радио, правила вещания информационных программ и правила вещания прямых трансляций и т.д.
  2. Издавать приказы, распоряжения грамотно и правильно в соответствии с нормами законодательства РМ и Гагаузии.

Примечание: Практика последних лет показала, что неправильное издание руководителем приказов и распоряжений при наложении взысканий работникам, как правило, оканчивались судебными тяжбами, причём работник в большинстве случаев выигрывал суды. А для компании из-за амбиций и самодурства руководителя, все эти бездарные действия оборачивались очередным бременем бессмысленных денежных расчётов с работником-истцом.


   За 13 лет (с 2000 г.) функционирования «GRT», компанией руководили люди без каких-либо познаний в области права и организации труда.
   Как гражданин, патриот Гагаузии, как человек, которому небезразлична судьба телерадиопространства Гагаузии, прошу конкурсную комиссию или Председателя Наблюдательного Совета ознакомить всех членов Наблюдательного Совета по ТВ и радио Гагаузии с данными предложениями независимо от результатов конкурса или собеседования в котором я участвую.
   В условиях активного проникновения в телерадиопространство Гагаузии имеющих целью информирования населения Гагаузии особо важной должна явиться нормальная работа Гагаузского общественного телерадиовещания.
   Без решения указанных выше вопросов, его нормальная работа невозможна, поэтому прошу довести до сведения членов Наблюдательного Совета ОК «GRT» мою оценку ситуации и предлагаемые меры по её улучшению.
- Кандидатов на должность директора радио ОВОК «Телерадио Гагаузии»:

- Парфенова Мария Дмитриевна:

Проект намерений в отношении стратегии развития радио ОК «GRT».         

Введение.
Общественное радио в составе   ОК "GRT" является, согласно Закона  "О радио и телевидении" принятым 10 июля  2007 года ,   общественным   некоммерческим  электронным средством массовой информации  АТО Гагаузии.  Учитывая статус  общественного радио,  задачей этой структуры  ОК "GRT" является разработка и трансляция   высококачественного  продукта  разнообразных  радиопрограмм  для всех категорий населения.
Миссия радио :                                                                                                                    --отвечать самым  широким интересам общественности Гагаузии, всем этническим группам , проживающих на территории Автономии, их особым интересам. Радио  должно способствовать  получению знаний, разнообразной информации и утверждению авторства в Гагаузии.
Особой миссией  радио    является содействие развитию    языков, культуры и общей  идентичности  Гагаузии, особенно  использованию и развитию гагаузского языка.

Задачи  радио.
 производить и транслировать:
-   радиопрограммы  посвященные   внутренним   и международным  общественным , политическим  и экономическим событиям ,а также событиям  в сфере  культуры, отдыха, образования, воспитания,  спорта  с соблюдением в этих программах  принципов плюрализма, беспристрастности ,новизны, высокого качества  и целостности  в целях обеспечения правильного, беспристрастного равновесия ,свободы выражения ,свободы творчества и свободы убеждений;
- пропагандировать  ценности  национального наследия, проведение  своей языковой  политики  в соответствии с   Положениями Закона  "О радио и телевидении";
- представлять  слушателям   информацию о достижениях  мировой и национальной культуры и науки, а также  о ценностях современной  цивилизации в целом;
-воспитывать  человеческое достоинство, терпимость , формирование   общественной морали, гражданской ответственности, демократических ценностей , духа национального единства, справедливости, правосудия с учетом моральных, политических  и религиозных побуждений и различных групп населения;
-честно, точно, беспристрастно   представлять  информацию в программах  информационного и аналитического жанра;
-обеспечивает права  на информирование всем категориям  граждан Республики Молдова, проживающих на территории Гагаузии,;
 с учетом финансовой  обеспеченности применять,  использовать  новейшие технические   новшества для  обеспечения    высокого качества  информирования населения.
Учитывая вышеизложенное ,  у радио Гагаузии   должны быть следующие функции:
1.Информирующая  (слушатель должен иметь возможность получать  информацию точно,  беспристрастно,  объективно, своевременно о  событиях происходящих в АТО Гоагаузия , стране и в мире).Для этого в сетку вещания радио  должны быть включены выпуски и программы информационно  аналитического жанра.
2.Идеологическая и культурно - образовательная ( радио должно быть ответственно за формирование мировоззрения  аудитории радио , согласно Закона «О радио и ТВ». Для этого в сетку вещания должны быть включены программы,  в первую очередь, по развитию гагаузского языка, истории и культуры, образовательные и познавательные программы для всех этнических групп, проживающих в Автономии  учитывая их интересы и возраст.
3.Развлекательная (слушатель  должен иметь возможность прямого контакта  в интерактивных программах ).
Особенностью радио  эфира должна быть работа  в прямом эфире (кроме авторских программ), что оправдывает качество мобильности радио.
Для высококачественного предоставления радио продукта слушателям необходимо четко разграничить функциональные обязанности работников. При этом  разделить  структуру  радио на 2  службы:
1.Служба Новостей
2.Служба авторских программ.
При этом во второй службе предпочтение  должно быть отдано  специалистам со знанием  гагаузского языка.
Для более объективного представления слушателям информации  с учетом статуса «общественный канал» предлагаю  определить   корреспондентов в Чадыр-_Лунгском и Вулканештском районах(всего 2 единицы)с минимальной финансовой составляющей.                                                                          Предложение:                                                                                                                                                        выдать  корреспондентам   корпунктов корпоративные телефоны , посредством которых  будет передаваться информация  в выпуски новостей. При этом  другие события в этих районах, имеющие важность для производства авторских программ будут производиться творческим персоналом  службы авторских программ.
В сетку вещания должны быть включены программы  на болгарском и украинском языках с учетом процентного  отношения населения этих этнических групп. Необходимо  более  тесное сотрудничество с Радио Молдова И Радио Турции, в эфире которых должны быть представлены  программы радио Гагаузии , пропагандирующие  историю ,культуру и язык АТО Гагаузии.
Проблемным вопросом остается   архивное направление, которое   является  наиболее важным   достоянием радио. В связи с этим необходимо в  штатное расписание радио  внести единицу ,, Зав. архива» . Все материалы должны быть переведены  в формат SD.
Политика  подбора кадров  должна включать в себя:
- совершенствование профессиональных навыков работников радио, с проведением тренингов  с привлечением местных и  зарубежных экспертов.
В завершении года   предлагаю  объявлять в месте с Наблюдательным Советом конкурсы для  журналистов радио ,что позволить выявить самых  творчески  деятельных,  креативных  работников с поощрением в денежном выражении.

Технические возможности радио.
Радиовещательное оборудование (19 модулей) было установлено 2001-2004 году , как дар турецкого правительства. В настоящее время качество работы  представленного оборудования  оставляет желать лучшего, что  нарушает права  слушателей Гагаузии в части доступа к радио эфиру.
Необходимо срочным образом создать  сайт гагаузского радио. (До 5 мая2013 года он работал, но в связи с тем , что не была продлена оплата, его закрыли.  )
Учитывая, что в  Гаагузии, и тем более, в компании нет служб социологического опроса, наличие  сайта радио  дает возможность  иметь представление о рейтинговых программах радио и  оценке деятельности этой структуры. При этом  наличие сайта  радио дает  уникальную возможность жителям ,находившимся за  пределами Гагаузии  быть информированными  о жизнедеятельности  региона и страны и принимать участие в интерактивных программах.
Внешний мониторинг программ  радио был произведен  НПО Республики Молдова (Центр Независимой журналистики). Анализ показал, относительно положительные результаты в  части сбалансированности  и объективности, но  есть и некоторые недочеты. Для экономии  рабочего времени творческого персонала и повышения качества работы радио  предлагаю создание  базы данных новостных  материалов, и систему  редакторства для выпуска в эфир.                                                                                                                            Радиоканал   ОК «GRT »должен быть представителем общественности, отличающийся в позиции  радиостанций Гагаузии,  как самый  слушаемый канал, с предоставлением  радиоконтента  на самом высоком уровне. Для обеспечения  этого необходимо пересмотреть  финансовую составляющую (оплату труда, разграничение статьи  зарплаты и других статей радио и ТВ, пересмотр  штатного расписания в сторону увеличения   творческого персонала за счет  сокращения    административного, сокращения   рекламной службы и т.д.)
  Общественная компания  ОК «GRT» функционирующая на  налоги  общественности призвана вести свою деятельность открыто во благо   жителей Гагаузии , учитывая  интересы всех  граждан Автономии.